На Красной площади Переславля-Залесского

На Красной площади Переславля находится несколько мест которые можно посетить:

  • Спасо-преображенский собор
  • Церковь Александра Невского
  • Владимирский Собор
  • Церковь Петра Митрополита

Спасо-преображенский собор.

Спасо-Преображенский собор ХII в. — древнейший храм Переславля-Залесского и самый ранний, из сохранившихся, архитектурный памятник Владимиро-Суздальской школы зодчества. Он принадлежит к числу первых каменных сооружений, возведенных в середине ХII столетия после длительного перерыва в строительстве, наступившего со смертью Владимира Мономаха.

Спасо-Преображенский собор принадлежит к крестовокупольному четырехстолпному типу храмов византийской традиции. Его архитектурный облик предельно прост и идеально отвечает суровому духу своего времени. Его могучая красота — это сочетание лаконичных форм, ясной конструктивной логики и величавой статичности масс.

С древнейших времен до сего дня собор остается одним из главных. градообразующих элементов Переславля-Залесского.

В древности он служил усыпальницей переславских удельных князей. Здесь находятся могилы сына Александра Невского, великого владимирского князя Дмитрия Александровича и внука великого полководца, переславского удельного князя Ивана Дмитриевича.

Издревле Спасо-Преображенский собор был настоящей сокровищницей древнерусской культуры. К сожалению, до нашего времени дошли лишь немногие памятники: Потир Юрия Долгорукого XII в. (Оружейная палата Московского Кремля), икона «Преображение» (ГТГ) и лицевое Евангелие дьякона Зиновия XIV в. (ОР РНБ), дающие представление о былом великолепии интерьера древнего храма.

Серьезный ущерб художественному оформлению интерьера собора был нанесен во время ремонта конца XIX в., предпринятого по инициативе ктиторов храма. Вместо деревянного иконостаса в нем установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле. Со стен собора сняли фрески византийских художников XII в., место которых заняли орнаментальные росписи маслом. Все эти разнородные элементы интерьера не образовывали стилистического единства, зато отвечали представлениям о «благолепии», сложившимся к концу прошлого века в русской православной церкви.

В течение послереволюционных десятилетий у переславцев и гостей города сложился устойчивый образ собора-музея, в котором можно ознакомиться с оригинальными приемами древнерусского зодчества, подышать воздухом древней истории России, прикоснуться к ее героическому прошлому.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор как уникальнейший памятник истории и культуры домонгольской Руси нуждается в особом режиме охраны и эксплуатации, который может обеспечить только музей-заповедник с его возможностями и опытом подобной деятельности.

 Автор текста: Кандидат культурологии Л.Б.Сукина

Владимирский собор и церковь Александра Невского.

В самом центре древнего Переславля, рядом с Пушкинским парком, соседствуют два пятиглавых храма — Владимирский собор и церковь Александра Невского. Они были построены в 1740-х годах на средства переславского купца Ф. Угрюмова и располагались на территории Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря. Во второй половине 18 века, в связи с упразднением Переславской епархии, небогатая обитель была закрыта, а ее храмы обратили в обычные приходские церкви.

В начале ХХ века после капитального ремонта просторный Владимирский храм стал Новым Городским собором, и к нему приписали старый Спасо-Преображенский собор. Церковь Александра Невского и Владимирский собор были наполнены богослужебной утварью — серебряными потирами, дарохранительницами, иконами 16-18 вв. и пр. При них стояла колокольня в виде высокой круглой башни с хорошим набором колоколов, слышимых далеко за пределами города. Когда в 1918 году в Переславле вновь была создана епархия, почти все архиерейские службы проводились во Владимирском соборе, именуемом тогда кафедральным. Но это длилось недолго — после всеохватывающего изъятия церковных ценностей многие приходские церкви закрылись, в связи с чем прекратила свое существование и Переславская епархия.

В 1920-е годы Владимирский собор и церковь Александра Невского находились в ведении религиозного общества, ядро которого составляли 19 человек. В ноябре 1925 года, минуя сторожа, в собор проникли воры. В числе похищенных ценностей оказались серебряные оклады и украшенные камнями венцы с икон Печерской Божьей матери и Спаса Нерукотворного 17 в., дарохранительница 18 в. Общий вес похищенного серебра составил около 10 фунтов. Расследование не дало никаких результатов.

Владимирский собор был закрыт в 1929 году, когда в стране началась активная антирелигиозная пропаганда. Уже в ноябре этого года на заседании Президиума Переславль-Залесского Городского Совета подняли вопрос о сносе колокольни и ограды собора, расположеных в «самом центре проезда 1-ой Советской улицы». В это время церковь Александра Невского и Владимирский собор использовались под центральную библиотеку и Дом физкультуры, а колокольня, уже без колоколов, пустовала. По плану будущего Переславля, выполненного Картоиздательством НКВД, предполагалось расширение Пушкинского сквера за счет соединения его с площадкой физкультуры, оборудованной в ограде собора. Это было возможно только при условии сломки ограды. Спустя некоторое время на постановление Переславль-Залесского Городского Совета о сломке колокольни и ограды Владимирского собора Главнаука ответила согласием, и в 1933 году эти строения исчезли с лица земли.

Позднее планы Городского Совета в отношении Дома физкультуры изменились, и по разрешению экспертного Совета Ярославского Горкомунотдела произвели внутреннюю реконструкцию Владимирского собора под хлебопекарню. В алтаре церкви Александра Невского был устроен хлебный магазин. В остальной части храма размещался гараж Леспромхоза, и там имелись два колодца для ремонта автомобилей. К этому времени внутри храмов от прошлых столетий почти ничего не осталось: живопись 19 века в соборе сильно попортилась, не было иконостасов. Вокруг здания лежал строительный мусор. Дальнейшая судьба храмов была неясна. В 1936 году для осмотра состояния и использования «исторического памятника Городских соборов — Александра Невского и Владимирского» прибыла комиссия. Ею было отмечено, что данные памятники расположены рядом с собором и валом 12 века, а также с церковью Петра Митрополита 16 века, что являлось очень интересным архитектурным комплексом с точки зрения развития истории русской архитектуры. В связи с этим Владимирский собор и церковь Александра Невского были сохранены.

Прошли годы забвения. Начиная с 1990-х г.г., в храмах вновь возобновилось Богослужение, и стараниями местных священнослужителей здесь была открыта первая после Октября 1917 года православная гимназия. О том же, что рядом с Красной площадью в Переславле когда-то располагался монастырь, нам напоминает лишь оставшийся фрагмент монастырской стены со сторожкой. А фундамент церковной колокольни оказался под расширенным полотном Ярославского шоссе.

Автор текста: Ермакова Н.Н.

 

Церковь Петра Митрополита.

К юго-востоку от Спасо-Преображенского собора находится церковь Петра Митрополита (1584 г.) — одно из самых красивейших зданий Переславля.

В 1310 году в городе состоялся суд над сторонником Москвы — владимирским митрополитом Петром. Иерарх обвинялся тверским князем в симонии — торговле церковными должностями. Петра оправдали. В память об этом событии на площади возвели деревянную церковь. Первое упоминание о ней относится к 1420 г. Иван Грозный, каясь перед смертью, обратился к святому митрополиту Петру, покровителю великокняжеского дома и построил на месте деревянного храма каменный.

Церковь Петра Митрополита — замечательный образец шатрового зодчества конца XVI в.

Из более поздних построек на Красной площади сохранилась часть ансамбля Богородицко-Сретенского новодевичьего монастыря: собор Сретенья иконы Владимирской Божьей матери, церковь Александра Невского и фрагмент монастырской стены.

Просмотров 3 393

Оставить комментарий